9 клас. Художня культура. Урок 23. Ренесанс
Возрождение (Ренессанс) - (франц. Renaissance), период в
культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в
Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..), переходный от
средневековой культуры к культуре нового времени.
Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальные в своей основе:
светский, антклерик. характер, гуманистическое мировоззрение, обращение
к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда
название).
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже
13-14 веков его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и
др.
Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные
возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической
схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы,
Пико делла Мирандолы и др.).
Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой
личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к
высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности
мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность,
величественный героический масштаб.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома.
Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды,
купола, архитекторы (Бруннелески, Алберти, Браманте, Плалладио в Италии,
Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную
ясность, гармоничность и соразмерность человеку.
Художники (Донаттело, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо
да Винчи, Рафаэль Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии;
Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер,
Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции)
последовательно овладевали художественным отражением всего богатства
действительности - передачей объема, пространства, света, изображением
человеческой фигуры (в т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера,
пейзажа.
Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности,
как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1535 - 56) Рабле, драмы Шекспира, романа
"Дон Кихот" (1605 - 55) Сервантеса и других, органически соединившие в
себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос
комического с трагизмом бытия.
Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо,
антиклерик. сатира (трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости",
1511, и др.) в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных
вариантах воплотили идеи Возрождения.
В музыке Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма
(Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся
научные открытия в области географии (Великие географические открытия),
астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира),
анатомии (Везалий).
Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных
представлений и во многом объективно отмечали потребностям
зарождавшегося буржуазного общества.
/Из советской энциклопедии/
|